Информация
 
 
 
Образование

Чан Кайши и Чэнь Цзюнминь

Отношение Чан Кайши к Чэнь Цзюнминю в принципе не изменилось, но он побаивался командующего и пытался как-то умилостивить его. Тем более что Сунь Ятсен просил "своего брата" (обращение в письмах Сунь Ятсена к Чану) поладить с гуандунским генералом. В письмах к Чэнь Цзюнминю Чан Кайши в основном занимался самобичеванием. "У меня плохой характер, писал он, и мне обычно недостает хороших манер... Я знаю, что был смешон...

Моя беда в том, что я склонен к экстремизму". Чан Кайши просил простить его: если что-то и было не так, как нужно, то виноват в этом только несносный нрав самого автора писем. Своему шанхайскому патрону Чжан Цзинцзяну Чан Кайши четко разъяснил свою позицию: из-за болезни он не может присоединиться к Гуандунской армии. В то время как больной находился под присмотром матери, Гуандунская армия сражалась.

В конце апреля 1919 г. империалистические державы, по существу, благословляют Японию на захват бывших германских концессий в Шаньдуне. Эта акция потрясла китайцев, среди которых заметную роль играли шэньши, втянутые в патриотические кампании и либерально-конституционное движение. До 5 тыс. студентов и учащихся средних учебных заведений 4 мая вышли в Пекине на демонстрацию на площадь Тяньаньмэнь. Рост национального самосознания в среде китайской молодежи отразили лозунги: "Защитим наш национальный суверенитет!",

"Восстановим права в Шаньдуне!", "Накажем национальных предателей!" Возбужденные участники митинга двинулись к посольскому кварталу, чтобы заявить свой протест западным дипломатам. Последовали разгон демонстрантов и аресты. В Китае созрело и развернулось патриотическое движение, названное движением "4 мая". По -промышленным городам прокатилась волна стачек. Бастовали рабочие, торговцы, мелкие предприниматели.

Китайские марксисты связывали с подъемом массовой антиимпериалистической борьбы освобождение страны как от иностранного гнета, так и от господства феодально-милитаристской реакции. Правление милитаристов и междоусобные схватки различных военных клик дорого обходились китайскому народу. Сунь Ятсен, гневно разоблачавший феодально-милитаристскую верхушку, выступал в духе освободительных идей своего времени.

"...Восемь лет управление нашей страной находится в руках бюрократии и военщины, говорил он 8 октября 1919 г., выступая перед членами Союза молодежи в Шанхае, против них и должна быть направлена революция; кроме того, революция должна смести политиканов, которые служат орудием в руках военщины". Сунь Ятсен обличал коррупцию, моральное разложение, которыми была поражена и, казалось, неизлечимо бюрократическая и военная верхушка Китая.

Идеолог китайской революции, указывая на вновь построенные фешенебельные, европейского типа особняки, говорил: "Их строили наши милитаристы. Раздирают страну, бесчинствуют и грабят, проводят дни за опиумом и картами, идут на все подлости, пьют из народа соки и строят здесь европейские виллы, берут наложниц, дуются в мацзян (игра в кости. В. В.), пьют заморские вина, лакомятся, в то время как рабочие и крестьяне голодают и ходят раздетые и разутые. Вот почему гибнет Китай. Вот почему мы ничего не добьемся, пока не покончим с военщиной".
Читать статью

Антагонистические классы

Антагонистические классы возникают лишь вместе с возникновением крупной частной собственности на землю (на скот в кочевых скотоводческих обществах). Что же касается эксплуатации, т. е. отчуждения и присвоения эксплуататорами прибавочного труда непосредственных производителей в его натуральной или овеществленной форме, то она в Китае XIV VII вв. до н. э. была связана не с отсутствовавшей там в то время частной собственностью на землю, а только с наличием государства, и осуществлялась главным образом посредством присвоения представителями знати части налоговых средств, которые отчуждались государственной властью у общинников в виде урожая с "общественных "полей", обрабатывавшихся последними специально для нужд государства. Кстати, аналогичное положение -имело место в пред классовых государствах майя и инков в доколумбовой Америке, а также в ряде пред классовых государств Тропической Африки в средние века и в навое время.

Поскольку в Китае XIV VII вв. до н. э. важным элементом общественной структуры являлись большесемейные общины, патронимические организации и другие остатки родового строя, можно с полным основанием предположить, что там определенное распространение имела также патриархальная эксплуатация, т. е. отчуждение и присвоение старейшинами родов и большесемейных общин прибавочного труда и прибавочного продукта рядовых членов родов и общин только по праву освященной традициями патриархальной власти первых над последними.

Что же касается рабов, то они были очень малочисленны и либо, как правило, использовались в сфере личного и домашнего обслуживания представителей знати и, следовательно, содержались за счет прибавочного труда юридически свободных общинников, либо подвергались патриархальной эксплуатации как неполноправные члены родов и общин. Таким образом, наличие государства, налоговой и патриархальной эксплуатации, а также патриархального рабства и деление общества на привилегированное сословие и массу рядовых общинников все это еще отнюдь не свидетельствует о том, что данное общество является классово-антагонистическим.

Нельзя не отметить также, что появление в Китае государства, связанной с ним налоговой эксплуатации и деления общества на привилегированное сословие и массу рядовых общинников до возникновения крупной частной собственности на землю и до превращения общества в классово-антагонистическое вовсе не делает его исключением из общего правила.

Совершенно ясно, что переход от одной основной стадии общественной эволюции, от одной общественно-экономической формации к другой не совершается в один присест даже в рамках одной страны, он всегда охватывает какой-то переходный, промежуточный Период. Иначе говоря, между основными стадиями общественной эволюции (формациями) располагаются определенные промежуточные (переходные) стадии, для которых характерно наличие остатков отживающей и элементов нарождающейся формации и которые в общем соответствуют промежуточным ступеням развития производительных сил. Именно такой промежуточной, переходной от первобытнообщинной к первой классовой формации стадией общественной эволюции и был для Китая период XIV VII и даже отчасти VI V вв. до н. э.
Антагонистические классы в Китае
 
 
 
 
  •