Информация
 
 
 
Дело

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

В условиях рыночной экономики конкурентоспособность предлагаемой потребителям продукции является необходимым условием успешной деятельности каждого предприятия и отражает одно из важнейших свойств рынка - его конкурентность. Многообразие научных публикаций по вопросам конкуренции как в отечественной, так и в зарубежной печати отражает объективную сложность предмета научного исследования. Конкуренция между производителями продукции и конкурентоспособность этой продукции на рынке являются взаимосвязанными категориями {2}. В большинстве случаев продукция, производимая предприятием, поступает на рынок, имеющий уже ту или иную сложившуюся модель конкурентных отношений. И главная задача предприятия в этом случае - продемонстрировать необходимый уровень конкурентоспособности своей продукции, позволяющий достичь поставленные перед ним задачи, реализуя при этом стратегию позиционирования продукции на рынке. Но в случаях, когда предприятие выходит на рынок с совершенно новой продукцией, не имеющей аналогов, именно эта продукция заново формирует тип конкуренции. В этом случае продукция является, как правило, монопольно конкурентоспособной или же вытесняет с олигопольного рынка менее конкурентоспособную продукцию. Таким образом, можно предположить, что в первом случае тип конкуренции является первичным по отношению к конкурентоспособности продукции, то есть он задаёт её уровень, а во втором случае наоборот. Другими взаимосвязанными категориями являются конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность выпускаемой им продукции. Если вся номенклатура продукции, выпускаемой предприятием, является конкурентоспособной, то предприятие конкурентоспособно. Если же часть номенклатуры продукции является конкурентоспособной, а другая часть - нет, то в этом случае предприятие не является в целом конкурентоспособным, и на рынке могут успешно конкурировать только отдельные виды его продукции. В оценке уровня конкурентоспособности продукции и предприятия заинтересованы и само предприятие, и потребители. Однако конкурентоспособность продукции не всегда является решающим фактором конкурентоспособности предприятия. В ряде случаев при использовании методов недобросовестной конкуренции конкурентоспособность товара может быть обеспечена за счет его реализации по демпинговым ценам, подделок, неполного информирования о свойствах товара и т.д.

Будучи тесно связанными категориями, конкурентоспособность продукции и предприятия имеют различия: конкурентоспособность продукции оценивается и используется во временном интервале, соответствующем жизненному циклу товара, а в основе анализа конкурентоспособности предприятия лежит более длительный отрезок времени, соответствующий периоду функционирования предприятия; конкурентоспособность продукции рассматривается применительно к каждому ее виду, а конкурентоспособность предприятия охватывает всю номенклатуру выпускаемой продукции; оценка уровня конкурентоспособности предприятия значительно сложнее оценки уровня конкурентоспособности продукции, поскольку объект ее приложения - вся хозяйственная деятельность предприятия. Конкурентоспособность предприятия может оцениваться путем сопоставления конкретных позиций нескольких предприятий на одном и том же рынке по таким параметрам, как: способность к адаптации в изменяющихся условиях конкуренции, технология, разрешающая способность оборудования, знания и практический опыт персонала, система управления, маркетинговая политика, имидж и коммуникации. Речь идет о комплексе интеллектуальных, технических и организационно-экономических характеристик, определяющих успех предприятия на рынке. Прежде всего, при выборе стратегии реализации продукции предприятие должно руководствоваться её конкурентоспособностью на рынке. Именно поэтому анализ и оценка конкурентоспособности становится основным фактором для разработки маркетинговой политики предприятия {3}.


 
 
 
 
  •