Информация
 
 
 
Психология, отношения, филисофия

СМЫСЛОВОЕ ПОЛЕ ПОНЯТИЯ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ» У СТУДЕНТОВ ВУЗА

Покорность, насыщаясь нравственным, духовным содержанием, перерастает в смирение. Если основой смирения человека являются сознательные религиозные взгляды, то его существование объясняет понимание истины, что на все воля Божья, и по своему произволу человек ничего не может свершить. В более светском, философско-психологическом аспекте смирение - это понимание бессмысленности самовозвеличивания, гордыни, особенно если они ничем не подкреплены, или намеренное сознательное действие и поведение под влиянием отягчающих обстоятельств, а также каких-либо других факторов и личностных мотивов. В качестве противоположного качества выступают самовозвеличивание и гордыня, когда человек считает себя лучше, умнее, сильнее других. Гордость и самоуважение необходимы всем людям, они помогают жить, обеспечивают определенный уровень уверенности, гордыня же всегда вредит, хотя и может давать известные преимущества (однако чаще это все-таки психологическая защита).

И наконец, при благоприятных условиях смирение может подняться на более высокий уровень и принять форму собственно терпимости, которая выступает как активная форма взаимодействия людей, связанная с поиском и согласованием мнений, позиций и т.п., ориентированная не на поиск того, что разъединяет, а на поиск того, что объединяет. В данном смысловом значении терпимость практически тождественна понятию «толерантность», которое толкуется в Декларации как «активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека».

Особенно важно, чтобы достоверное представление о содержании понятия «толерантность» было сформировано у молодого поколения интеллигенции: будущих педагогов, ученых, общественных деятелей, политиков, т. к. по словам Ж. Семлена: «Ненасилие несет в себе зачатки новой истории, оно способно направить человечество в новом направлении. XXI век будет веком ненасилия или его не будет вовсе» {3}.

Все эти причины побудили нас к проведению исследования смыслового поля понятия толерантность у студентов вуза.

Прежде чем непосредственно начать изложение результатов, мы должны отметить, что данное исследование было пробным, и его результаты следует рассматривать как предварительные и требующие многократных уточнений в дальнейшем.

Далее, нам кажется необходимым раскрыть содержание выражения «смысловое поле». Для этого рассмотрим понятия «значение» и «смысл». «Значение» раскрывается как содержание знаков в их устойчивом для данной культуры социально-нормированном смысле. Значение фиксируется в языке, оно надындивидуально, зависимо от социального окружения, поскольку именно посредством системы значений происходит обмен мыслями между индивидом и его окружением. «Личностный смысл» это «значение-для-меня», субъективная рациональная и эмоциональная оценка окружающего мира, определяющая повседневное поведение и стратегические действия. Это образ окружающей реальности в субъективном переживании и интерпретации. «Смысл» имеет психологическую природу, он субъективен и, как правило, не имеет аналога в языковых единицах, человек подбирает лишь значение, то есть то, что включено в культурные языковые схемы. Если рассматривать термин «толерантность» с точки зрения «значения», то под смысловым полем мы будем понимать совокупность всевозможных «личностных смыслов», которые люди вкладывают в это понятие.


 
 
 
 
  •